Останки нашего земляка были обнаружены при проведении поисковых работ в июне 1993 года поисковиками из северодвинского отряда «Эдельвейс» на 45 км железной дороги Лоухи-Кестеньга в 1,5 км южнее сопки Фигурная. Родственники солдата были найдены сразу, но потребовалось свыше четверти века, чтобы реликвия оказалась на хранении в семье героя.
«Я помню, как мы получили письмо от поисковиков из Карелии в 1993 или 94 году, – рассказывает Наталья, правнучка Николая Николаевича. – Бабушка тогда очень плакала, переживала, что не может поехать на захоронение из-за своей болезни, что не дожила до этого дня баба Саша (жена солдата – прим. ред.). Никто нам никогда не говорил, что можно хоть что-то передать нам. Мы очень благодарны поисковикам, что теперь частичка нашего дедушки будет всегда с нами».
Николай Николаевич Волков родился в 1903 году в селе Шишкино Вологодской губернии. До войны жил и работал в селе Локоть Локтевского района Алтайского края. 19 августа 1941 года был призван в ряды Красной армии Локтевским РВК. А уже в октябре 1941 года пропал без вести.
В архиве Министерства обороны России сохранилась анкета, заполненная в апреле 1946 года сотрудником Локтевского РВК со слов жены бойца Александры Александровны. Из анкеты известно, что последнее письмо от солдата пришло 2 сентября 1941 года. Тогда же по штампу на конверте была установлена воинская часть, в которой он служил – 426-й стрелковый полк 88-я стрелковой дивизии. Таким образом, повоевал наш земляк недолго – всего лишь несколько дней. Но этого оказалось достаточно, чтобы войти в бессмертие вместе с другими бойцами и командирами, погибшими в первый, самый тяжелый год войны.
В августе-сентябре 1941 года наспех собранные войска Кемской оперативной группы Красной армии отражали наступление превосходящих сил врага на станцию Лоухи. Этот важнейший железнодорожный узел Кировской железной дороги нужно было удержать, во что бы то ни стало – именно по ней в начале войны доставлялись грузы с вооружением, боеприпасами и продовольствием по ленд-лизу.
Первые подразделения 88-й стрелковой дивизии, в которой служил наш земляк, прибыли на станцию Лоухи еще 11 августа и сразу вступили в бой с врагом. Таким образом, Николай Волков оказался в её рядах позже, очевидно, с пополнением. 2 сентября (в день, когда он написал своё последнее письмо) дивизия перешла в наступление и отбросила противника с 34-го на 45-й км железной дороги Лоухи-Кестеньга, захватив при этом немалые трофеи.
88-я стрелковая дивизия будет воевать в этом районе до конца сентября и потеряет почти весь свой состав. В марте 1942 года за успешные боевые действия по защите кестеньгского направления и проявленный при этом массовый героизм личного состава она была преобразована в 23-ю гвардейскую стрелковую дивизию.
Николай Волков увековечен в Книге Памяти Алтайского края как пропавший без вести, причём воинское звание указано неверное: вместо «красноармеец» написано «гвардии сержант». Место выбытия солдата не указано. Поэтому многие десятилетия родственники ничего не знали о его судьбе.
Похоронен наш земляк в братской могиле в п. Сосновый Лоухского района Республики Карелия.