На этот вопрос ответила заместитель директора по методологии и инструментальной разработке Института молодежной политики Екатерина Вишневская: «Сегодня на каждом молодежном форуме действуют проектные школы или акселераторы. Из-за того, что эта практика стала столь массовой и распространенной, а результаты и эффекты бывают трудно измеримы, возникает вопрос: так ли она нужна? И зачем? Если говорить о социальных результатах массового распространения культуры социального проектирования, то, пожалуй, основным будет формирование тренда на соучастие, проактивную позицию и неравнодушие, а также формирование молодежных сообществ, которые становятся коллективными субъектами и инициаторами общественных изменений».
Екатерина Вишневская считает, что на любой образовательной программе, в частности, и на проектном акселераторе или школе, самое главное – это личный результат участников, поэтому исследовательница выделила семь типов таких «личных» результатов:
Социальный капитал
Молодые люди заинтересованы в расширении своих социальных контактов.
Для активной молодежи важна прагматическая полезность знакомства – найти людей, у которых можно что-то узнавать, чему-то научиться и куда-то вместе «вписаться». Работа на проектном акселераторе как раз помогает устанавливать не только дружеские, но и деловые связи.
С коллегами по команде приходится спорить и договариваться, с участниками других команд можно обмениваться идеями и ресурсами, эксперты могут быть полезны не только на самом акселераторе, но и после него. К тому же в саму логику проектных акселераторов встроены задачи по поиску потенциальных партнеров и союзников.
Проба реального действия
Обстоятельства в школе или университете редко склоняют человека к практической пробе реального ответственного дела. На проектном акселераторе создаются условия для пробы реального действия. На акселераторе можно реально попробовать сделать что-то важное и полезное для людей. Есть проблема, ты хочешь ее решить. Придумай, как. Не теоретически, не на бумаге, а реально. А потом пойди и сделай. Да, сам. Хоть как-то. Хоть немного.
Развитие субъектности и опыт успеха
Развитие субъектности – это в том числе про способность ответственно предъявить миру себя и свою позицию через деятельность. И это про способность самостоятельно управлять своей жизнью – то, к чему стремится большая часть молодых людей, даже если и не осознает этого до конца.
И вот именно проектная деятельность может стать той средой, где эта субъектность действительно появляется, в том числе через опыт проживания ситуаций успеха.
Например, я считаю, что в нашем поселке не хватает лавочки в сквере – я не жду ее от администрации или кого-то еще, я беру друзей, беру дядю Васю, беру деревяшки (на это и нужны три-пять тысячи рублей из грантовых денег) и ставлю лавочку. Я хотел – я сделал.
Развитие soft skills
Пока молодой человек проходит обучение на проектном акселераторе или в проектной школе, а потом еще и пытается с командой реализовать проект, он вообще-то много в чем развивается. Речь здесь как раз про те самые soft skills, которые, как оказалось, нужны сегодня для успешности в любой сфере деятельности: хоть ты инженер, хоть врач скорой помощи, хоть директор веб-студии.
Проектная деятельность помогает развивать творческое мышление, навыки работы в команде, целеполагание и планирование, умение искать и привлекать ресурсы, способность действовать и принимать решения в ситуации неопределенности, эффективное управление собственными ресурсами и временем.
Развитие hard skills
Помимо развития мягких навыков, современные проектные акселераторы учат и вполне конкретным и довольно востребованным инструментам и методам работы – исследование проблемной области, изучение целевой аудитории, формирование ценностного предложения, разработка MVP, бюджетирование, выстраивание коммуникации, маркетинг, продвижение, работа с социальными сетями, создание прототипов подручными средствами и так далее. Любому условному менеджеру среднего звена знание таких инструментов будет существенным плюсом к карьерному росту. Да и не менеджеру тоже.
Деятельностное самоопределение
Работа в проектной команде – это отличная возможность для нормального самоопределения. Под нормальным самоопределением имеется в виду, что человек действительно поймет, чем конкретно он заниматься хочет, а чем – точно нет, в чем он потенциально хорош, а в чем так плох, что возможно и не стоит пытаться с этим работать (если, конечно, нет «горения» этим делом).
Проектное портфолио
Наличие «портфеля» проектов сегодня становится важнее привычного резюме и опыта работы и может иметь больший вес при трудоустройстве. Тем более что продуктивный проектный опыт молодые люди могут начать получать с 14 лет (а иногда и раньше), совмещая проектную деятельность с учебой.«Это список результатов проектной деятельности для молодежи в моем личном представлении. Но и его достаточно, чтобы понять: проектные школы и акселераторы играют важную роль в развитии молодежи. Они выступают своего рода школой жизни и становятся тем самым пространством неформального образования, полезного для себя (а не для оценок), которого часто так сильно не хватает молодым людям», – подытожила Екатерина Вишневская.