74-ю годовщину Великой Победы участники поискового отряда «Поиск» Краснощековского района встретили в Севастополе, где они прошли в одном строю вместе с другими поисковиками из Архангельской области, Алтайского и Краснодарского краев, Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Крым и Украины. Все они были частью Всероссийской поисковой экспедиции «Вахта памяти», которая прошла в период с 25 апреля по 10 мая 2019 года близ города Инкерман Балаклавского района Республики Крым.
За время поисковых работ были подняты останки 95 солдат и офицеров РККА, отдавших жизни при обороне Севастополя. Участники алтайского отряда работали на санитарной яме, из которой были подняты останки 39 советских пехотинцев и моряков.
Подробно о том, в каких условиях приходилось работать алтайским поисковикам, рассказала руководитель ПО «Поиск» Оксана Мац:
– Работы велись в районе Микензиевых гор, близ г. Инкерман. В 1941-1942 годах здесь были ожесточенные бои. Шла вторая оборона Севастополя, враг рвался к Северной бухте.
Уже третий год поисковики ставят свой лагерь на том месте, где в 1941-1942 гг. стояла советская зенитная батарея. Далеко ходить и ездить на работы не приходилось. Останки бойцов поднимали в округе и даже в самом лагере.
В первый день поисков, отрабатывая каждый сигнал металлоискателя, мы попали на яму, где звук прибора был едва заметным. Начав раскоп, наткнулись на многочисленные консервные банки. Продолжили копать дальше. На глубине 40-50 см нашли фалангу пальца, нам стало ясно, что надо расширяться и углубляться.
Первые два дня выбирали из земли только останки 2-3-х красноармейцев, покрошенные саперским взрывом еще в 50-е годы, во время широкомасштабной операции по разминированию Севастополя. Но никто себе и представить не мог, что под толщей земли нас ждут еще десятки бойцов!
Работать было трудно. Днем температура поднималась до +30 градусов, ножи ломались о спрессованную взрывами землю. В ход шли лопаты, кирки. Когда доходили до очередных останков, вновь работа продолжалась только ножами и кисточками.
Когда глубина ямы уже не позволяла выкидывать землю лопатами, стали использовать ведра с веревками. За неделю работы на руках и ногах были синяки и ссадины от камней, на ладонях – мозоли. Но желание работать не прекращалось. Каждый день поднятых останков красноармейцев становилось все больше и больше. Наконец, яма стала пустой.
Это был блиндаж, из которого сделали санитарное захоронение, укладывая погибших бойцов в несколько слоев. Медальонов и других личных подписных вещей при них не было, только нашли знаки отличия лейтенанта и сержанта, а также расческу, складной нож, звездочку, грифельный карандаш, ластик, значок ГТО и зажигалку.
Картина была впечатляющая, особенно для тех, кто впервые оказался на раскопе. Со слезами на глазах девочки раскладывали останки солдат на баннер, определяли возраст, а затем бережно укладывали останки в мешки.
Средний возраст поднятых бойцов 20-25 лет, среди них была одна женщина. Этот рубеж обороны соединил вместе солдат и матросов. И в нашей яме предположительно было 2 моряка. Всего с этого захоронения мы подняли 39 останков красноармейцев, по итогам «Вахты памяти» – 95.
4 мая в Дергачах захоронили останки всех бойцов, поднятых в 2018 году и в начале 2019 года. А накануне в нашем лагере для этих красноармейцев, вставших на защиту Родины, прошла акция «Последний строй».
В завершении «Вахты памяти» наш отряд побывал на 35-береговой батарее, которая в годы второй обороны Севастополя была последним оплотом сопротивления; на реконструкции боя, который происходил на высоте Горная.
Заключительным мероприятием для нашей вахты стал Парад Победы. Поисковики шли своей колонной после Бессмертного полка. Хочется отметить, что к поисковикам здесь особое отношение. Их знают, ценят их работу и надеются, что когда-нибудь будет поднят последний защитник Севастополя, и не важно, откуда он будет родом, главное, что он отдал самое дорогое – жизнь, чтобы мы с вами жили под мирным небом.
PS// В рамках летнего поискового сезона «Вахты Памяти» отряды алтайских поисковиков планируют принять участие еще в шести поисковых экспедициях.
Фото из личного архива Оксаны Мац.